Основатели Школы ландшафтного дизайна МГУ

Ожегов Сергей Сергеевич

Меня попросили написать об отце, Сергее Сергеевиче Ожегове, как об одном из известных выпускников Московского Архитектурного института.

Его профессиональная и научная карьеры действительно сложились успешно. Папа автор свыше шестидесяти проектов и построек, за которые получил высокие государственные награды. Он заслуженный деятель искусств Узбекской и Якутской ССР, лауреат государственной премии Узбекистана имени Хамзы Хакимзаде Ниязи, которой очень гордиться, и автор многочисленных статей для журналов, энциклопедий и многотомных изданий, альбомов и книг на русском, английском и немецком языках. В начале 1980-х отец работал в Организации Объединённых Наций в должности заместителя директора вновь образованного центра ООН по населенным пунктам — Хабитат. То есть, стоял у истоков формирования всемирного Плана устойчивого развития населённых пунктов. Наверное, поэтому он и привёз в Россию представление о ландшафтной архитектуре как о профессии, работающей с широким спектром типологий открытых пространств, и сегодня я работаю на кафедре Ландшафтная архитектура, которую он возглавлял почти десять лет. Но в небольшой статье хотелось бы рассказать о преподавательском таланте отца и о его связи с двумя особенно дорогими сердцу ВУЗами — МАРХИ и Рангунским Технологическим институтом.

Отец поступил в Московский архитектурный институт в 1946 году. Их курс был первым послевоенным и учившиеся на нём студенты в большинстве своём носили военную форму. На их долю выпало восстанавливать страну после страшной войны, которую они же выиграли. Однокурсники отца остаются в моей памяти как люди с исключительно высокой жизненной планкой — смелостью, порядочностью, дисциплиной и жизнелюбием. Это был курс на котором учились Михаил Ушац (мы пишем "Ушац" ежечасно, лишь потому, что в наши дни "Борис Блохин" писать опасно, Борис Николаевич Блохин был всеми студентами уважаемый и любимый профессор и вновь назначенный проректор по учебной части, вот поэтому и опасно), Воля Косаржевский, Юлий Ранинский и Игорь Покровский (они были душой мархишной самодеятельности и создателями гремевшего на всю Москву Кохинора). Однокашниками и друзьями отца были Роман Топуридзе, Швидковские, Юрий Короев, Николай Миловидов, Белоусовы (все известные имена и фамилии, ставшие уже архитектурными династиями). Наверное, об этих замечательных и талантливых людях можно было бы писать бесконечные романы и рассказывать истории и мне очень повезло, что моя жизнь начиналась в таком блестящем окружении.

Отец всегда очень хорошо учился, его школьные дневники, в которых не было других оценок кроме "отлично", были для меня вечным упрёком. Демобилизовавшись папа поступил на подготовительные курсы Архитектурного института, попав в окружение таких же вчерашних солдат. Им, ушедшим воевать со школьной скамьи, надо было многое вспомнить. Друг отца и профессор МАРХИ Лев Васильевич Андреев рассказал когда-то такой анекдот. Преподавателем русского языка на подготовительных курсах был седоусый офицер, служивший ещё в царской армии. Первым заданием было сочинение, которое совершенно без ошибок написали только двое Лев Васильевич и папа. Глядя на сержанта Андреева, кавалера боевых наград, в числе которых был Орден Славы, старый офицер сказал: "На мои занятия Вы можете не ходить". "А я?" — спросил, широко улыбаясь, папа. "А Вы, Ожегов, походите!" — ответил офицер совсем молоденькому рядовому. Впрочем, отец так и остался отличником, закончив институт неизменным сталинским стипендиатом.

Диплом он защищал у Алексея Александровича Зубина на тему "Станция искусственного климата в Сухуми", к слову сказать, это была одна из тем творческих конкурсов, которые объявлялись в те годы в большом количестве и которые действительно выявляли таланты. После института папа много работал со своим хорошим другом Николаем Николаевичем Миловидовым (автор мемориала Брестская крепость и памятника Лермонтову в Москве). И они, конечно, делали огромное количество конкурсов, побеждали и таким образом зарабатывали. Некоторые из таких побед стали замечательными постройками и памятниками. Мой отец всегда считал, что участие в творческих конкурсах очень важная, если не главная, составляющая архитектурного образования. В 1957 году в Москве проходил Международный Фестиваль Молодёжи и Студентов. Вместе Юлием Владимировичем Ранинским они рисовали открытки "Привет из Москвы" и делали конкурсные проекты на оформление московских улиц и бульваров к фестивалю. Папа очень любит вспоминать это время. А последний конкурс они делали вместе (они это Ранинский, Косаржевский, Миловидов и папа) уже в 90-х. Это был конкурс на монумент на Поклонной горе, когда-то, ещё а конце 50-х, если не ошибаюсь, они выиграли его, или заняли призовое место, и вот через десятилетия собрались снова вместе. Это было здорово! Мы помогали им, рабствовали, с Женей Полянцевым (Полянцев Евгений Вадимович академик МААМ и профессор МАРХИ). После конкурса остался гипсовый солдат — часть макета монумента с огромным развивающимся знаменем.

Ещё одним источником вдохновения и очень важной частью жизни отец считал путешествия. Первым по настоящему творческим путешествием была поездка по Узбекистану. Папа хорошо знал эти места, в начале войны они были там с бабушкой в эвакуации. В 1951 году в Бухару, Ташкент и Самарканд поехали члены Студенческого Научного Общества МАРХИ Ожегов и Ранинский.


Самарканд, 1951 г.


Самарканд, 1951 г.

Из поездки они привезли уникальные обмеры деревянных старинных жилых домов и колоссальное количество рисунков и акварелей. И любовь к Узбекистану, которая осталась на всю жизнь.


Монумент в Технологическом институте, 1960 г.

Вторым путешествием длиною в жизнь была командировка в Бирму. Но сначала были защита кандидатской диссертации, которая потом была издана как книга "Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX веках", и начало работы в МАРХИ. Меньше года отец проработал на кафедре Основ архитектурного проектирования и перешёл на кафедру Градостроительства, в те времена, наверное, самую развивающуюся и важную в институте. На фотографии, где Сергей Сергеевич окружён учениками — градовцами можно узнать молодых преподавателей Илью Георгиевича Лежаву и Евгения Сергеевича Русакова. Эта группа провожала папу в далёкую Бирму, у нас хранится красивый альбом, нарисованный ими своему профессору.


Альбом, студенты МАрхи, 1966 г.


Бирма, 1960 г.


Бирма, с дочерью (1960 г.)


Локатейпан, 1963 г.


Упалитейн, 1963 г.

В 1966 году папу командировали в Мьянму, тогда она называлась Бирмой. Советский Союз активно помогал странам, освободившимся от колониального ига, и многие советские архитекторы работали над проектами больниц, театров, жилых домов и промышленных сооружений для далёких африканских и азиатских стран. Выбор страны был абсолютно случаен, отца оформляли в Пакистан в Лахору, но сидевший за соседним столом чиновник обратился к своему коллеге: "Мне специалист в Рангунский технологический нужен", и папа пересел за соседний стол. Правда, бирманцы в случайность не верят. Накануне этого события произошло следующее: мои родители проводили выходные на даче у Ранинских, которая находилась в районе станции Голицыно. Весёлая компания сидела на берегу речки и мама ковыряла каблуком рыхлую землю берега. Из-под ноги выкатился комок земли, который оказался бронзовой фигуркой Будды из Непала. И вот судьба, или карма, привела моих родителей в Бирму, об искусстве и архитектуре которой они написали книги, защитили диссертации (моя мама Нина Ивановна Ожегова была искусствоведом) и где остались их друзья и ученики.

Ученики Сергея Сергеевича Ожегова разбросаны по всему свету. Его имя с теплом и уважением вспоминают во многих городах и странах. Я думаю, что эта хорошая реклама моему родному институту МАРХИ, с которым теперь связана и моя жизнь.


МАрхИ, 1980-е гг.


На практике со студентами, 1960-е гг.

Закончил МАРХИ и стал архитектором мой сын Михаил Спирин, пошёл по стопам деда, работает в ГУП НИиПИ Генплана Москвы. Мы продолжаем архитектурную династию, и, может быть, кто-то из правнуков Сергея Сергеевича, которых уже трое наследует профессию родителей (моя невестка Мария Родионовская архитектор, дочь архитектора и выпускница МАРХИ).


Прадед, рисунок Святослава (2015 г.)

Екатерина Сергеевна Ожегова